Число преступлений с банковскими картами выросло на 417,3 процента в сравнении с прошлым годом, свидетельствует статистика МВД России. С января по сентябрь 2019 года зарегистрировано 10,3 тысячи преступлений, квалифицированных по статье 159.3 УК – «Мошенничество с использованием электронных средств платежа». Руководитель службы информационной безопасности банка «Пойдём!» Евгений Леонов рассказал о самых распространённых способах обмана держателей карт.
1. Считывающие устройства и камеры на банкоматах
Злоумышленники могут установить на терминал устройства, считывающие данные магнитной полосы (для создания дубликата банковской карты) и PIN-код. И порой мошенники с помощью клея, скотча и фотоплёнки заставляют карту застрять на выходе из картоприёмника и забирают её.
Евгений Леонов советует:
– Используйте банкоматы, установленные в безопасных местах, например, в госучреждениях, филиалах банков, торговых центрах, гостиницах, вокзалах.
– Не используйте устройства, запрашивающие PIN-код карты для входа в помещение, где установлен банкомат.
– Вводите PIN-код так, чтобы находящиеся рядом люди не смогли его увидеть.
– Не используйте некорректно работающий банкомат (например, если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается).
– Если банкомат не возвращает карту, сообщите об этом в ваш банк по телефону, указанному на устройстве.
Не принимайте при этом советы и помощь посторонних людей.
2. SMS-сообщение якобы от банка
Самые популярные сообщения – о блокировке карт. При этом указан номер телефона, куда нужно перезвонить, чтобы карту разблокировать.
– Если вы позвоните по указанному номеру, вас, скорее всего, попросят подойти к банкомату и совершить определённые действия с картой, – говорит Евгений Леонов. – А чуть позже вы можете обнаружить, что деньги исчезли с вашего счета банковской карты.
Запомните: в таком случае стоит звонить только на номер вашего банка, указанный на официальном сайте или на обороте банковской карты. Уточнить информацию о блокировке карты лучше в офисе вашего банка.
3. Телефонный звонок якобы от сотрудника банка
С помощью телефонного звонка от имени сотрудника банка злоумышленник, в рамках вымышленной легенды (например, блокировка вашего счета по подозрительной операции по карте или закрытие вашего счета на основании заявления), постарается выяснить у вас конфиденциальную информацию (логин/пароль от личного кабинета, данные карты, PIN-код, код подтверждения), необходимую для совершения операции по выводу денежных средств с вашего счета банковской карты. Вы можете это обнаружить при следующей проверке остатка на счете.
Для того чтобы избежать хищения ваших средств, вы не должны никому и никогда сообщать эту конфиденциальную информацию. При поступлении такого подозрительного звонка необходимо его прекратить и перезванивать в ваш банк на номер, указанный на официальном сайте банка или на обороте банковской карты.
«Пожалуйста, запомните главное: сотрудникам банков категорически запрещено спрашивать у клиентов номера карт, PIN-коды, коды подтверждения, логин/пароль от личного кабинета. Если вам задали такой вопрос, не сомневайтесь – это мошенники! Никому, никогда, ни при каких условиях не сообщайте эту информацию!» - подчеркнул Евгений Леонов.