"Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика" – Бенджамин Дизраэли.
Статистика пронизывает всю нашу жизнь, начиная от печальных сводок погибших на дорогах, и заканчивая производственными показателями отдельных сотрудников. Вот статистика преступлений упала, вот выросла статистика занимающихся спортом, а вот статистика цен говорит, что инфляция за год всего 5%.
Графики могут быть очень красивыми, но при этом вы не видите реальной безопасности на улицах, продолжаете наблюдать примерно то же количество любителей пива и сигарет, да и инфляция никак не вяжется с реальными ценами в магазинах, выросших в 1,5-2 раза.
И вот тут вы можете задаться вопросом – а не ложная ли это статистика? Не врут ли нам эти люди? Может быть, они начертили свой график «от балды»? Может быть, но не факт. График может быть честным, цифры никто мог и не менять. Так в чем подвох?
Хорошее объяснение того, как отличить правильную статистику от неправильной, можно найти в работах одного из классиков управления Л. Рона Хаббарда, в статье «Налегание на статистики», где он пишет: «Статистики – это показатели; это не предмет. Когда вы налегаете на показатели, вы не получаете предмет, который они представляют. Производство – это завершенные циклы действия, а не просто числа».
Кстати, это, пожалуй, самый часто задаваемый вопрос специалистам по PR – как измерить эту работу? Ведь если мы говорим про продавца – его статистика очевидна. Вам нет дела до количества контактов – вас интересуют продажи и доход!
Если это маркетинг, вас интересует конверсия – количество денег на человека, который КУПИЛ услугу. Тут важно понимать, что ни реклама, ни маркетинг в целом не занимается «просвещением публики об услугах компании». Он занимается ПРОДАЖЕЙ ПРОДУКТА. Поэтому единственный критерий оценки любой рекламной кампании – увеличение объема продаж. Все остальное – сотрясание воздуха.
В PR, как и в любой деятельности, где мгновенный продукт не очевиден, легко взять удобные вам показатели и рассчитывать статистику исходя из них. Например: вы собираете с людей деньги на помощь детским домам. Будет ли «доход» тем, что демонстрирует эффективность организации? Точно нет. Ведь целью является не сбор денег, а помощь детям.
Будет ли сумма денег, использованная на помощь детям важным показателем, для составления статистики? Возможно. Но действительно будет важно – изменения, после оказания этой помощи. Не просто количество денег, которое было отправлено, а что произошло в итоге – сколько детей получили лечение/образование/карьеру.
Вот те показатели, которые интересуют вас как статистика, по которой можно судить об эффективности или не эффективности данной работы.
Та же история в PR. Количество публикаций в СМИ, охват аудитории, просмотры видеороликов – это хорошо. Но если составить статистику на основе этих «показателей», то она не будет отражать реальные достижения, и вас легко будет ввести в заблуждение. «Мы получили 150 публикаций в СМИ!», и не важно, что в 100 из них говорилось, что ваша компания не умеет работать и распоряжаться ресурсами. «Ролик посмотрели 100 млн. человек!» и не важно, что это были люди из других стран, а на продажах или на реальной репутации это никак не сказалось.
Важно понимать, что продуктом в PR является реальная не абстрактная репутация в вакууме, а репутация у нужной аудитории! Если вы хотите ворваться в книжный бизнес России, то вам не нужно создавать хорошую репутацию у домохозяек Казахстана. Вам нужно обеспечить хорошую репутацию у издателей, писателей и критиков, а также у читателей вашего жанра.
Как это измерить? На самом деле не так сложно, как может показаться. Для начала надо понять, кто является нужной вам аудиторией. Чем бы вы ни занимались, в числе типов аудитории будут: специалисты в этой области, известные люди в этой области, специалисты из смежных областей. Для производителя кровли, это могут быть строители, а для производителей автомобилей – производители покрышек и автомеханики.
Потом вы просто начинаете считать количество людей, которые высказываются в вашу поддержку, тех, кто с вами дружит и сотрудничает, тех, кто продвигает вас. Вы можете также проводить опросы, или изучать рейтинги, что будет также одним из реальных показателей вашей репутации.
И дальше вы смотрите – если число союзников, друзей, одобряющих вас людей и «фанатов» бренда растет – ваш PR работает. Если падает – он очень плохо работает. Если тот, кто занимается PR для вас НЕ ЗНАЕТ как изменились эти показатели за время его работы и никак их не вел – значит он вообще ничего не понимает в профессии и в лучшем случае просто потратил ваши деньги и время. В худшем – потратил эти деньги, чтобы ухудшить вам репутацию.
Поэтому, покупайтесь на красивые графики! Докапывайтесь до сути, и выясняйте где отображено реальное производство, и реальные продукты, которые вы можете посчитать и измерить без графиков, просто потрогав их руками. И тогда порядка в работе станет намного больше.
Артем Кузнецов
Общественная редакция в Новосибирске
- Запросами в любые органы власти местного и федерального уровня;
- Экспертными мнениями о проблеме у тематических спикеров.