Какие основные преимущества и вызовы связаны с использованием смартфонов для сбора и распространения новостей в мобильной журналистике?
Мобильная журналистика — это форма журналистской деятельности, при которой сбор, обработка и распространение информации осуществляется с помощью мобильного телефона.
Преимущества:
Мобильная журналистика — явление относительно недавнее, но активно набирающее популярность. Все чаще в СМИ используются кадры с места событий, снятые именно на телефон, но несмотря на все преимущества, у этого есть ряд существенных недостатков:
Обратная сторона мобильной скорости. Контролировать поток данных сейчас невозможно. Распространение информации в сети происходит с высокой скоростью, что увеличивает масштаб распространения дезинформации. Из-за этого у журналистов возникает необходимость более быстрого проведения процедуры фактчекинга, поскольку временные условия ограничены.
Как развитие мобильных технологий меняет роли и навыки современных журналистов в условиях быстрого информационного обмена?
Мобильная журналистика круто изменила роль журналиста в процессе информационного обмена. Сейчас аудитория становится не просто пассивным потребителем, а активным участником создания контента. Теперь журналист не может просто переписывать факты, для современных пользователей, обладающих безграничным доступом к любой информации, важно получить экспертную оценку или нетривиальный взгляд на событие.
Журналисты сейчас находятся в постоянном состязании со временем, что побуждает действовать на опережение. Современные представители медиа не просто оперативно реагируют на события — они должны быть первыми на месте, первыми собрать информацию, первыми обработать и опубликовать материал, опережая не только конкурентов, но и стремительное распространение новостей в соцсетях. Постоянное давление скорости заставляет искать новые форматы: короткие видео, live-трансляции, сторис с места событий — все, что позволяет мгновенно донести информацию до аудитории. При этом важно сохранять достоверность, ведь ошибка, допущенная в погоне за оперативностью и вниманием аудитории, может стоить репутации. Современные технологии — от смартфонов с 4K-камерами до облачных редакторов — помогают журналистам успевать оставаться первыми, но ключевым навыком остается умение быстро анализировать, отсекать лишнее и подавать суть в сжатой, но емкой форме.
Какие инструменты и приложения наиболее эффективно помогают журналистам в создании и редактировании мультимедийного контента в реальном времени?
Мультимедийный контент в мобильной журналистике создается быстро и сразу же редактируется в режиме реального времени. Для этого журналисты используют различные приложения и сервисы, которые эффективно помогают снимать, монтировать, писать тексты, редактировать и распространять материалы с высокой скоростью.
Какие меры должны предпринимать журналисты и медиа-организации для обеспечения проверки достоверности информации, распространяемой через мобильные платформы?
Мобильная журналистика требуют от представителей медиа бóльшей внимательности к поступающей информации. Современные платформы позволяют делиться новостными сообщениями очень быстро, из-за чего возникает риск распространения дезинформации.
Для того, чтобы журналисту обеспечить реалистичность и правдивость новостной повестки, ему необходимо регулярно проводить процедуру фактчекинга. В эпоху ИИ ее можно сделать автоматизированной. Например, в нашем видеоагентстве существует специальный отдел верификации, который проверяет всю поступающую информацию на предмет искажения фактов и использования дипфейков. Для этого специалисты RUPTLY используют в том числе и AI-инструменты. Это помогает нам производить качественный контент и быстро делиться с аудиторией правдивыми новостями с места событий из разных точек мира.
Если журналист не уверен в источнике, но хочет представить информацию для полноты материала, то в такой ситуации часто используются специальные метки: «по неподтвержденным данным», «информация уточняется». После обновления данных неточности корректируются с припиской «UPD» (обновлено). Читая такие новости, у человека есть понимание того, что информация может быть неточной, значит, верить до конца ей не стоит.
В случае, если новость поступает из социальных сетей, журналистам следует внимательно изучить аккаунт пользователя, который ей поделился. Анализ соцсетей и публикаций источника поможет избежать столкновения с ботами и фейками. В RUPTLY мы уделяем особое внимание верификации пользовательского контента и всегда указываем источник его происхождения. Когда наше видеоагентство публикует материалы с пометкой «Источник: соцсети», это означает, что специалисты провели многоэтапную проверку. Мы анализируем историю аккаунта, сверяем геолокацию, проверяем оригинальность видео через различные инструменты на предмет модификаций или использования ИИ. Такой подход не только повышает доверие аудитории, но и позволяет эффективно противодействовать дезинформации.
В мобильной журналистике важным фактором является сохранение данных. Так, у журналистов появляются дополнительные обязанности: шифрование переписок, резервное копирование материалов на облачных хранилищах, отключение геометок, проверка ссылок перед переходом. Цифровая гигиена становится неотъемлемым навыком для современного журналиста.
Как мобильная журналистика способствует демократизации медиа и каким образом она может взаимодействовать с аудиторией для повышения ее вовлеченности и критического восприятия информации?
Мобильная журналистика способствовала тому, что в информационном обмене сейчас все становятся равными: и журналисты, и аудитория. Теперь любой пользователь может стать создателем контента, что снижает монополию традиционных СМИ.
В интересах современных журналистов повышать вовлеченность аудитории в процесс создания контента для отражения различных точек зрения и создания свободы в распространении информации. Так, видеоагентство RUPTLY активно сотрудничает с читателями. У нас существует телеграм-бот, с помощью которого каждый может поделиться кадрами с места важных событий. Это помогает нам не только первыми публиковать актуальные новости, но и узнавать об уникальных происшествиях и человеческих историях.
Автор: Мария Антоненко, руководитель Первого российского агентства видеоновостей RUPTLY в России и СНГ.