08:43
Пробки:   7
$
82.8359
97.8903
Летний кадровый резерв и упр...
Подписка на рассылку

Летний кадровый резерв и управление персоналом: эффективные стратегии

13 сентября 2025
105
9 мин.
Летний кадровый резерв и управление персоналом: эффективные стратегии

Летний сезон — отличное время для формирования и активизации кадрового резерва, а также для оптимизации процессов управления персоналом. В этот период компании могут использовать особенности сезона для повышения мотивации сотрудников, проведения обучения и планирования кадровых ресурсов на будущее.

Своим опытом поделились HR-специалисты, отмечая важность своевременного планирования, развития корпоративной культуры и внедрения программ мотивации. Также актуальны мероприятия по развитию внутренних резервов, обучение новых специалистов и использование проекта "летнего кадрового резерва" для быстрого комплектования команд в осенне-зимний период.

Своим опытом поделились:

Анаида Айрапетова, региональный директор по персоналу в России и СНГ Radisson Hotel Group.

Ума Аюбова, директор по развитию направления HR-Tech сервиса WinWork.

Серафима Чумаченко, руководитель отдела подбора персонала компании ECOOKNA GROUP.

Михаил Ипатов, директор по развитию ГК «Спецобъединение».

Екатерина Агаева, генеральный директор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru.

Эффективное управление персоналом в летний сезон позволяет не только повысить лояльность сотрудников, но и подготовить компанию к новым вызовам, повысить производительность и обеспечить стабильность работы.

Обзор экспертов

Анаида Айрапетова, региональный директор по персоналу в России и СНГ Radisson Hotel Group:

Летний сезон для отельной индустрии всегда связан с колебаниями спроса: где-то загрузка растёт в разы, а где-то, напротив, наблюдается снижение из-за сезонности. Для Radisson Hotel Group этот период – не испытание, а часть системного планирования, основанного на глубокой аналитике и гибких кадровых решениях.

Уже несколько лет в нашей компании функционирует специализированный Клуб по Управлению Доходами. Его менеджеры поддерживают постоянное дистанционное взаимодействие с руководством каждого отеля. Так мы можем своевременно прогнозировать спрос и уровень загрузки. Этот прогноз ведется детально, отдельно по каждому сегменту бизнеса и обновляется на постоянной основе на весь календарный год вперед. Такая практика позволяет генеральным менеджерам получать актуальную информацию и оперативно вносить коррективы в расписание сотрудников, оптимизируя таким образом расходную часть и улучшая общие показатели прибыли предприятия.

Все это дает возможность заранее видеть пиковые даты, подготавливать команды и принимать решения о кадровом усилении. В итоге мы не только избегаем перебоев в работе, но и рационально распределяем ресурсы между штатными сотрудниками и привлеченными специалистами.

В большинстве наших российских отелей летом наблюдается рост туристического потока. Это требует оперативного увеличения персонала в сервисных службах –  хаускипинг, ресторанное направление, фронт-офис. Мы используем комбинированный подход. Основу команды всегда составляют наши штатные сотрудники, которые прошли подготовку в отеле, обучение в рамках Radisson Academy и разделяют философию гостеприимства Yes I Can! Однако в случае повышенной загрузки безболезненно подключаем проверенных партнеров по аутсорсингу. Они так же проходят все внутренние тренинги, что позволяет сохранить высокое качество сервиса без перегрузки основной команды.

Но именно этим летом в локациях, где традиционно наблюдается высокая сезонность, мы привлекали меньше сезонного персонала, чем в предыдущие годы. Во многом благодаря внутренней программе 360Host: сотрудники временно могут работать в разных департаментах отеля – на рецепции, в ресторане, хаускипинг и др. Да и в целом количества своих сотрудников оказалось достаточно.

Важно, что для сотрудников лето – не только период интенсивной работы. Это также период отпусков. Мы выстраиваем графики так, чтобы даже в пик сезона команда чувствовала поддержку и имела возможность для восстановления. Это напрямую влияет на вовлеченность: сотрудники видят, что компания заботится о балансе между работой и личным временем.

Ума Аюбова, директор по развитию направления HR-Tech сервиса WinWork:

Каждое лето, с наступлением периода отпусков, многие компании сталкиваются с важным бизнес-запросом: как сохранить непрерывность рабочих процессов и удержать эффективность на прежнем уровне? Вот что об этом говорит наш опыт.

Высококвалифицированных сотрудников рекомендуем взращивать собственными силами через программы внутреннего обучения и наставничества, обеспечивая тем самым кадровый резерв для взаимозаменяемости.

С синими воротничками легче, ведь есть уже готовое решение, которым можно воспользоваться. Я говорю о привлечении на подработку внештатного персонала. У такого формата занятости есть очевидные плюсы: не надо растить штат, тратиться на налоги и взносы, оплачивать больничные и отпуска.

Руководители часто обращаются к этому решению, когда нужно закрыть временные потребности в рабочей силе на короткий срок.

Мы видим, что такой формат сотрудничества набирает обороты. Особенно после введения самозанятости в 2019 году. Сегодня самозанятые — ценный рабочий актив. Больше всего они востребованы в ритейле и сезонных отраслях (туризм, сфера гостеприимства и пр.).

Чтобы не быть голословной, приведу кейс нашего клиента — федеральной сети продуктовых магазинов. Традиционно с начала лета мы наблюдаем резкое увеличение числа задач. Например, в августе перед ритейлером стояла непростая задача — закрыть 2300 смен за неделю. Тогда как в марте за такой же период требовалось закрыть всего 1500 смен. То есть потребность во внештатном персонале выросла в 1,5 раза.

Еще одна летняя тенденция, которую мы отметили, анализируя эффективность кейсов наших клиентов — «омоложение» персонала, в том числе внештатного. Студенты и школьники на каникулах — кадровый резерв, который активно использует бизнес.

Речь, как правило, о несложной работе, не требующей специальных навыков: работник торгового зала, мерчендайзер, сотрудник склада или ПВЗ. Один из наших клиентов — ритейлер — предпочитает привлекать на подработку студентов. Они быстро вникают в процессы, качественно выполняют задания, а устраиваться в штат им самим неинтересно, ведь каникулы закончатся и начнется очное обучение.

Серафима Чумаченко, руководитель отдела подбора персонала компании ECOOKNA GROUP:

В нашей компании принято кросс-функциональное сопровождение проектов, поскольку в их реализацию вовлечены разные направления: производство, продажи и разработка.

Проект может быть инициирован менеджером по продажам, затем спроектирован нашим подразделением и после этого передан для реализации на производство. Такой процесс требует участия нескольких руководителей, которые контролируют работу на своих этапах. Они могут заменять друг друга в период отпусков.

С учетом сезонности нашего бизнеса основные отпуска смещены по времени, так как летом — самый разгар строительства и требуются поставки светопрозрачных конструкций.

В летний период мы также набираем больше стажеров на позиции младшего персонала и знакомим их с различными направлениями. Это работает как профессиональная ориентация и адаптация для начинающего специалиста, а также позволяет ему предметно оценить, какое направление ему больше подходит.

Михаил Ипатов, директор по развитию ГК «Спецобъединение»

Традиционная пора отпусков давно не приносит повышенной нагрузки из-за временного отсутствия сотрудников. Все благодаря тому, что мы заранее планируем отпуска и четко следуем схеме ротации обязанностей.

Эту схему мы разработали с учетом особенностей нашего производства: первым делом выделили критичные функции и планомерно распределили ответственность сначала среди ключевых сотрудников, а затем в кругу внутреннего кадрового резерва. Оптимизировав таким образом операционные процессы, мы высвободили время для развития кадрового потенциала.

Так, мы реализовали программы стажировки и кросс-функционального обучения, по итогам которых определили наиболее перспективных специалистов и даже базово подготовили их к потенциальной ротации на более ответственные позиции.

Целевые тренинги, в частности, по углубленной работе с CRM-системами и операционному менеджменту, помогли повысить квалификацию как действующих сотрудников, так и ускорить адаптацию новичков.

Предстоящий осенний период обещает стать не менее насыщенным и интересным. Мы планируем интегрировать перспективных сотрудников из летнего резерва в активные проектные команды, где они смогут применить полученные навыки. А закрепить эти навыки призвана программа наставничества, которую мы проводим непрерывно.

Опыт летних мероприятий также подсветил функционал, нуждающийся в оптимизации – это упрощение процедуры передачи задач в периоды отпусков, эффективный мониторинг загрузки сотрудников. С целью решения задачи планируем апробировать внедрение цифровых чек-листов и регулярных коротких координационных встреч.

Таким образом, прошедшее лето еще раз доказало, что сочетание обучения, грамотной ротации и стратегического планирования - основа для высокой продуктивности команды в преддверии интенсивного осенне-зимнего сезона.

Екатерина Агаева, генеральный директор сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru:

Лето — пора отпусков и дополнительной нагрузки для работников сервиса по поиску работы и найму сотрудников GdeRabota.ru. Чтобы обязанности сверху не нарушали уже слаженный процесс работы, в компании введён график отпусков, который согласован с каждым сотрудником.

В какие даты уходить в отпуск сотрудник выбирает самостоятельно, если это руководитель подразделения, то о времени отдыха он договаривается с начальством. Иначе возможно наложение отпуска одного начальника отдела с другим.

Все обязанности руководящей должности возлагают на себя замы. Либо, если отдел не большой, каждый его сотрудник берёт часть задач руководителя. Так никто не перегружен, а темп работы сохранён.

В летний период GdeRabota.ru также набирает студентов на стажировку и знакомит их с нюансами бизнеса. Это работает как профессиональная ориентация и погружение в профессиональную среду с решением реальных практических задач.

Осень обещает быть насыщенной. Рынок труда возвращается после летней спячки — компании закрывают вакансии, которые откладывали в первую половину года. Поэтому нагрузка в последние месяцы года возрастает.

Опыт лета показал, какие бизнес-процессы нуждаются в оптимизации. В первую очередь — это передача обязанностей сотрудников на период их отпуска. В следующий раз мы уделим больше внимания физическому и психологическому состоянию замещающих специалистов. Ведь забота о команде в сочетании с грамотным менеджментом — основа высокой производительности труда в напряжённый осенний период.

Раздел

Общественная редакция в Новосибирске

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8240643973
Умерли за год
42366299
Родились за год
104228594