Есть мнение, что делегирование в бизнесе не является обязательным. «Лучше меня не сделает никто». «Мои сотрудники сами решат, кто и чем будет заниматься». «У нас и так все хорошо». «Знаю этот принцип, пробовал – не работает…». Это только часть убеждений, которые достаточно часто можно услышать от начинающих (и не только) предпринимателей и руководителей компаний. При этом они буквально «зашиваются» в делах, практически живут на работе, но упорно тащат все на себе. До первого выгорания или, что еще хуже, кризиса организации и его разрушительных последствий.
Между тем, делегирование имеет целый ряд преимуществ. Передавая часть функций другим людям, вы освобождаете время для развития стратегически важных направлений проекта. Делегирование стимулирует в сотрудниках инициативность и самое главное – раскрывает их личностный потенциал, творческую составляющую. Доказано: получая свободу в действиях, человек начинает работать в разы качественнее и эффективнее. Это отличный способ вырастить ценных специалистов внутри компании, а если вы собираетесь масштабировать бизнес, без этого принципа просто не обойтись.
Так почему же многие бизнесмены упорно не хотят «делиться» своей работой с командой и предпочитают лично держать все под контролем?
Почему управленцы боятся делегировать?
Человеческая природа такова, что, когда у нас есть свобода и власть, расстаться с ними очень сложно. А делегирование, на первый взгляд, связано с тем, что вы отдаете часть этой свободы и власти кому-то другому. Но вдумайтесь: это делается для того, чтобы освободить время для более приоритетных и стратегически важных задач, которые в перспективе еще больше расширят сферу вашего влияния.
Если человек не понимает целей делегирования, его психика искажает этот процесс, провоцируя различные страхи и ошибочные убеждения, которые мешают эффективно использовать данный принцип.
Страх №1. «Никто не сделает лучше меня». Обычно эта установка характерна для тех, кто своими руками построил бизнес и знает его вдоль и поперек. Выбраться из ловушки перфекционизма можно, если перевести гордыню в гордость. Найти прекрасного специалиста, который поддержит ваш бизнес на должном уровне и которым вы сможете по-настоящему гордиться. Так появится время на стратегически значимую деятельность.
Страх №2. «Тот, кому я передам дела, может оказаться лучше меня, и все увидят, что я не так уж и хорош». Такие мысли обычно посещают руководителей, которые сомневаются в себе, своем профессионализме, а бизнес построили путем проб и ошибок. В этом случае важно сосредоточиться на развитии своих профессиональных компетенций, а самое главное – понять, что, передав дела другому, вы не перестанете быть лидером.
Страх №3. «Все должно быть под моим контролем». Этот страх характерен для тревожно-контролирующего типа личности. Здесь может помочь правило – доверяй, но проверяй. Или: проверяй и начни доверять. Такой руководитель успокаивается тогда, когда видит, что другой делает работу лучше или, по крайней мере, не хуже, чем он сам. Сосредоточьтесь на поиске специалиста, чьи профессиональные и личностные компетенции будут вас удовлетворять.
Страх №4. Страх делиться статусом, деньгами, отношениями. Человек набирает кучу работы, хватается за все, даже не задумываясь, что может просто не потянуть. Жадность бывает и не только про деньги, но и про нежелание терять положение, связи, отношения с руководством.
И, наконец, можно просто не уметь делегировать. В этом процессе крайне важно чувствование и понимание границ, сила воли, контроль, выдержка. В противном случае происходит банальное перекладывание ответственности.
Если вы столкнулись с проблемой делегирования, важно развернуться к себе и спросить – а в чем моя трудность? Когда мы признаем проблему, с ней можно что-то сделать. А если не получается справиться самостоятельно, можно всегда обратиться к профессионалам. В международном институте практической психологии «Интеграция» мы помогаем преодолевать внутренние барьеры и находить пути решения проблем в области управления начинающим и уже опытным предпринимателям.
Три правила эффективного делегирования
От правильной реализации процесса делегирования напрямую зависит успех компании и психологический климат в коллективе. Если руководитель не умеет объективно оценивать потенциал и способности сотрудников, это может привести к разрушительным последствиям.
Принцип делегирования включает три основных правила, раскрывающих его суть. Они отвечают на три вопроса: Для чего делегировать? Кому? Как?
В первую очередь, важно понять, для чего вы хотите передать работу другому сотруднику. Обычно индикаторами того, что пора подключать делегирование, выступают следующие моменты:
- нехватка времени для важных дел. Вы выполняете работу, которую знаете вдоль и поперек, но при этом откладываете другую, не менее значимую для вас деятельность. Например, управляете отделом продаж, собираете и анализируете данные и ведете финансовую отчетность. Но помимо этого есть логистика по регионам, до которой никак не доходят руки. И это как раз тот случай, когда необходимо начать делегировать. При этом передавать следует именно ту часть работы, которую вы отлично знаете и которой способны научить других.
- вы исчерпали себя в какой-то деятельности. Например, с нуля построили и руководите отделом сбыта, но теперь чувствуете, что пришла пора двигаться дальше. И здесь нужно подумать о том, как взрастить или найти нового руководителя на свое место.
Когда вы поняли, для чего вам делегировать, нужно подобрать подходящего специалиста. Для этого необходимо проанализировать, чьи профессиональные и личностные качества соответствуют данному характеру работы.
И последний шаг – общение с кандидатом, в ходе которого важно выяснить, чего хочет сам человек. Сотрудник должен быть готов к той деятельности, которую вы ему предлагаете, и иметь соответствующую мотивацию. Иначе вы рано или поздно столкнетесь с различного рода сопротивлением – не вовремя сделанная работа, ошибки, плохое настроение, негативная коммуникация с командой.
При делегировании важно, чтобы сотрудник понимал, что вместе с властью ему переходит и ответственность. Поэтому зрелое понимание принципа делегирования необходимо и тому, кто делегирует, и тому, кто принимает.
С большей вероятностью к новой работе будет готов тот, кто нацелен на карьеру, рост заработка, имеет желание попробовать себя в новом виде деятельности. К делегированию можно переходить тогда, когда возможности человека, его личностные и профессиональные компетенции совпадают с его амбициями.
Если вы хотите прокачать навык делегирования или вам не хватает знаний и опыта в других областях управления, приглашаю на свой авторский курс повышения квалификации «Основы управления»! Курс построен на синтезе искусства управления и психологии: вы разовьете конкретные навыки создания и масштабирования собственного бизнеса, необходимые профессиональные компетенции и проработаете страхи, тормозящие на пути к результату.