02:24
Пробки:   7
$
92.6962
103.2490
В Новосибирске обсудили, как учить предпринимателей
В Новосибирске обсудили, как...
Подписка на рассылку

В Новосибирске обсудили, как учить предпринимателей

26 февраля 2018
4514
9 мин.
В Новосибирске обсудили, как учить предпринимателей
Новосибирский госуниверситет экономики и управления собрал за круглым столом представителей предпринимательского сообщества, органов власти и общественных организаций, чтобы выяснить – как учить предпринимателей, какими компетенциями они должны обладать и сформирован ли высшей школе заказ на их подготовку.

Напомним, что в марте 2017 года принята Стратегия развития университета, где основной целью заявлено формирование НГУЭУ как ведущего вуза в области регионального развития на основе концепции «предпринимательского университета». В сентябре 2017 года создан проектный офис «Предпринимательский университет», главной задачей которого является реализация выбранной модели развития.

Инициированное НГУЭУ обсуждение – второе после заседания Попечительского совета вуза мероприятие из серии публичных обсуждений предпринимательской повестки дня. В работе круглого стола приняли участие действующие предприниматели, представители высшей школы, бизнес-сообществ, союзов, ассоциаций, руководители органов власти, в сфере ответственности которых находится развитие малого и среднего предпринимательства.

Модератором круглого стола выступил заведующий лабораторией стратегических и форсайтных исследований НГУЭУ, методолог проектного офиса «Предпринимательский университет» Сергей Смирнов, обозначивший проблему: «Несмотря на то, что тема предпринимательства активно обсуждается, до сих пор имеется много вопросов, среди которых – что такое предпринимательство и как готовить предпринимателей. Одни говорят о необходимости развивать у будущих предпринимателей конкретные компетенции: учить бизнес-планированию, вести переговоры, считать деньги; другие указывают на несовершенство существующих образовательных программ и необходимость дополнительных курсов. Вариантов ответов много, но складывается впечатление, что они не затрагивают основного. В частности – что делать с основным образованием: может ли университет, перестроив свою модель, заниматься подготовкой нового поколения предпринимателей с иным типом мышления, а не просто «набитой» рукой, умеющих «щелкать» бизнес-планы. НГУЭУ изъявил такое желание: мы предлагаем перейти в обсуждении темы подготовки предпринимателей с общей проблематики на уровень проектных предложений».

Основными вопросами для обсуждения стали:

- Что такое предпринимательство и предпринимательский образ мышления;

- Какими знаниями, навыками, компетенциями должен обладать успешный предприниматель;

- Эффективные формы, методы, технологии обучения предпринимательству и развития предпринимательского мышления;

- Реализация концепции «предпринимательского университета»: предпринимательство и высшее образование;

- Заказ на предпринимателя: готово ли предпринимательское сообщество сделать заказ высшей школе?

Павел Новгородов, проректор по стратегическому развитию и внешним связям НГУЭУ:


- В ходе обсуждения модели предпринимательского университета мы часто сталкиваемся с рядом стереотипов. Так, в понимании многих предпринимательский вуз должен готовить предпринимателей. Это одно из распространенных заблуждений, так же как и то, что предпринимательское мышление может пригодиться только в бизнесе. Широкий подход к определению предпринимательства звучит так: это «деятельность, направленная на поиск возможностей за пределами имеющихся ресурсов». Исходя из этого предпринимательское мышление необходимо не только предпринимателям, бизнесменам, но и наемным работникам, госслужащим, общественным деятелям и многим другим.

Вячеслав Яковлев, ресторатор, совладелец баров Friends и Twiggy:


- Системный подход, которому меня научили в университете, позволяет разбираться в огромном количестве новых знаний, вычленять главное, систематизировать и применять полученное на практике. Но в бизнесе мне пришлось самостоятельно набивать шишки. Предприниматель, как правило, является и идейным вдохновителем, и творцом, которому на начальном этапе не хватает системных знаний: как выстроить команду и управлять ею, как сумасшедшую идею облечь в конкретику и монетизировать, как заключать акционерные соглашения и грамотно строить партнерские отношения, привлекать инвесторов. Этому инструментарию никто не учит – я и мои коллеги обжигались именно в этих вопросах. Сегодня я считаю себя ресторатором-ремесленником, который очень хочет стать ремесленником-предпринимателем. Если бы у меня «на старте» был определенный набор инструментов, я бы прошел этот путь быстрее и легче.

Олег Гребенюк, генеральный директор ООО «Софтомэйт»:

- Заглянув в определение «предпринимательства», обнаружил довольно узкое и несколько обидное определение – системное извлечение прибыли. Предприниматели – это полезный слой общества, как никто другой нацеленный на проблемы, нужды и интересы людей, поскольку планирует «закрыть» их в ходе своей деятельности.

Я совершенно точно не родился предпринимателем: все постигалось в процессе. Я верю, что есть знание и понимание, а есть умение. Некоторые базовые знания можно без проблем найти в интернете, но это как долго наблюдать за игрой в баскетбол, но так и не научиться играть самому. Нынешним студентам необходимо совмещать получение академических знаний с практикой, к примеру, на площадке бизнес-инкубатора – это грамотный подход. В обучении предпринимателей следует обращать внимание на реализацию задач ближе к практике. Теория, которая не помогает жизни, очень быстро забывается.

Дмитрий Татаринцев, основатель и директор группы компаний «Д2»:

- Согласен, практика должна подкрепляться теоретическими знаниями. Лекции, после – лабораторные и практические занятия. Те, кто сегодня учится на предпринимателя, чаще всего приходят устраиваться в компанию без четкого понимания того, что нужно делать. Мы сейчас развиваем несколько направлений и столкнулись с такой болью, как нехватка у кандидатов теоретических знаний, которые должны подкрепляться практикой.

Как в Москве, так и в Новосибирске есть бизнес-сообщества, которые собирают не тех, кто хочет стать предпринимателем, а уже действующих, еще и деньги за это берут. Мало тех, кто готов бесплатно рассказывать, как стать предпринимателем. Мы готовы выступить менторами, инвесторами для тех, кто хочет овладеть предпринимательскими навыками.

Евгений Зейналов, директор ООО «Эврика» (музей занимательных наук «WOW!Музей»):


- Я три месяца смотрел самые популярные каналы YouTube о бизнесе – «ЖИЗНЬ БИ», Аяза Шабудинова, «Трансформатор», «Бизнес молодость», «Синергия», «Люди дела». Это лидеры молодежного предпринимательства в России: если вы про них ничего не слышали, вы вообще ничего не знаете. Канал «Трансформатор» имеет 1, 2 млн подписчиков и считается самым популярным в мире бизнес-блогом. Это смотрит сегодня много молодежи. Но большинство этих историй – про мотивацию, никто не учит бизнесу. Может быть, предпринимательскому университету стоит занять эту нишу? Есть куча мотивированных ребят, которые хотят быть предпринимателями, но не знают: что им открыть – ООО или ИП, какую систему налогообложения выбрать – с НДС или без, как составить типичный договор аренды и многое другое. Понимаете? У нас есть высокомотивированные люди, которые не знают элементарных вещей.

Почему бы вузу не выступить инвестором на стадии pre-seed, seed? Создать на первом курсе студенческие команды, которые на протяжении полугода готовят проект и выходят на оценку жюри, победители получают миллион рублей на реализацию своего кейса. Весь поток следит за проектом, учится на чужих ошибках, смотрит, куда направляются деньги. У вас будут готовые success stories — бизнесы, которые вышли из предпринимательского университета. В Новосибирске сейчас много прекрасных компаний, которые могут вместе с вузом в эту идею войти, поскольку находятся в поиске крутых студентов.

Юрий Филатов, помощник уполномоченного по защите прав предпринимателей Новосибирской области:


- Оценивая сквозь призму того, с какими обращениями и жалобами к нам обращаются, отмечу: зачастую предпринимателям нужны фундаментальные, в частности, правовые знания. Отсутствие таких знаний на практике приводит к тому, что предпринимателю приходится платить слишком высокую цену или вовсе терять бизнес.

Кирилл Покровский, член совета директоров ГК «КПД-Газстрой», депутат Горсовета Новосибирска:

- Не так давно в Сочи закончился форум, в рамках которого обсуждалось, в том числе ведение предпринимательской деятельности в суровых российских условиях. В рамках обсуждения проводилось онлайн-голосование – хорошая ли у нас предпринимательская среда. Лидером стал вариант ответа « плохая, но что-то можно сделать». После была долгая дискуссия о причинах, в числе которых был сложный предпринимательский климат. В Новосибирске, к примеру, сейчас очень модной стала тема, когда общественники пытаются оказать влияние на тот или иной бизнес. Возможно, их стоит приглашать на встречи со студентами, чтобы будущие предприниматели знали, что их ждет в реальных жизненных условиях после студенческой скамьи.

Сергей Соколов, председатель Новосибирского областного отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»:

- Тот факт, что бизнес «как бизнес», в его цивилизованной форме, появился в России около 15 лет назад, и стало причиной многих сегодняшних изъянов.


По моему мнению, предприниматель – человек, который способен заглянуть в будущее, должен уметь прогнозировать ситуацию и обладать логикой. Что касается начинающих предпринимателей, среди необходимых компетенций я бы выделил стрессоустойчивость как один из факторов успеха в развитии собственного дела. Кроме того, предпринимателям необходимо развивать ораторские навыки: сегодня студенты практически не умеют разговаривать, а в большинстве случаев коммуникация строится именно на этом. Очень ценными были бы сведения о реальной обстановке на рынке и «граблях», которые будут впереди - информацию об этом вы не найдете ни в одном, даже в самом авторитетном учебнике.
Раздел:

Общественная редакция в Новосибирске

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8169776638
Умерли за год
53388432
Родились за год
131344992